«Роковые яйца» – предупреждение во избежание пророчества

    Михаила Афанасьевича Булгакова ряд критиков и исследователей его творчества не случайно называют Мастером на все времена.

    Две тысячи с небольшим лет назад в Иерусалим явился молодой пророк и стал учить, рассказывая притчи. Иерусалимские снобы были недовольны: «Да откуда он взялся? Из Назарета?! Где это видано, чтобы из Назарета был пророк!». Этот пророк под именем Иешуа Га-Ноцри выведен в романе «Мастер и Маргарита», ставшем уникальным в истории мировой литературы. Он настолько отличается от всего созданного до и после, что уже почти столетие к этой книге не гаснет интерес, а более-менее прилично экранизировать её удалось только с третьей-четвёртой попытки.

    92 года назад в Москву явился молодой писатель и стал сочинять повести, романы и пьесы. За ним закрепилась и долго тянулась вслед репутация «писателя из Киева». Московские снобы были раздражены: «Где это видано, чтобы из Киева был писатель?!» Параллельность этих двух эпизодов и реплик настолько в духе Булгакова, что было бы ничуть ни странно, если бы оказалось, что он сам придумал себе кличку «писатель из Киева».

    Уникален не только роман «Мастер и Маргарита», но и всё творчество М.А. Булгакова. Оно стоит особняком в мировом литературном наследии. И этот особняк светится. Но, безусловно, можно найти и некие общие перекликающиеся мотивы в творчестве Булгакова и в некоторых других талантливых произведениях. Например, в творчестве Герберта Уэллса, а также в романе «Ад для Джеффри Темпеста или Скорбь Сатаны» (1895 год), который настолько мистичен, что о его авторстве до сих пор спорят – принадлежит он перу английской писательницы Марии Корелли или всё-таки ирландского романиста Брэма Стокера.

    Так, например, и в «Мастере и Маргарите» Булгакова, и в «Скорби Сатаны» Стокера (или Корелли) сам Сатана – это не генератор вселенского зла, а пусть и литературно персонифицированное, но воплощение реакции Вселенной на человеческие пороки. Он, словно отдача при стрельбе из автомата, возникает там и тогда, когда энергетика этих пороков: зависти, подлости, глупости, тщеславия, жажды денег начинает зашкаливать. В обоих романах Сатана скорбит, он печален – ему не нравится то, чем приходится заниматься.

    Таким образом, нельзя сказать, что феномен Булгакова возник из ниоткуда, он возник в русле тенденций мировой литературы и тех тонких духовных запросов человечества, уловить которые были способны лишь единицы – гении.

    Краткая биография

    Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны.

    В 1909 году окончил Первую киевскую гимназию, в 1916 году – медицинский факультет Киевского университета. В 1916–1917 годах служил врачом в Земстве Смоленской губернии. В 1918–1919 проживал в Киеве, занимаясь литературой и частной медицинской практикой одновременно. В 1921 году приехал в Москву на постоянное жительство.

    С 1922 по 1926 год в газете «Гудок» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М.А. Булгакова. В 1923 году вступил во Всероссийский Союз писателей.

    С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом шла пьеса «Дни Турбиных». Пьеса очень понравилась И.В. Сталину, который смотрел её более 14 раз. Он говорил, что «Дни Турбиных» – «антисоветская штука, и Булгаков не наш», но отмечал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте положительное для коммунистов. Одновременно в советской прессе проходила интенсивная и крайне резкая критика творчества М.А. Булгакова.

    К 1930 году произведения Булгакова перестали печатать, его пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», запрещён спектакль «Дни Турбиных». В январе 1932 года И.В. Сталин вновь разрешил постановку «Дней Турбиных».

    В 1939 году Булгаков работал над пьесой об И.В. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе. С этого момента здоровье М.А. Булгакова стало резко ухудшаться, он начал терять зрение. Врачи диагностировали у него гипертонический нефросклероз.

    10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался.

    Общий обзор творчества

    М.А. Булгаков написал 13 повестей и романов: «Похождения Чичикова» (поэма в 2 пунктах с прологом и эпилогом, 1922), «Белая гвардия» (роман, 1922–1924), «Дьяволиада» (повесть, 1923), «Записки на манжетах» (повесть, 1923), «Багровый остров» (повесть, 1924), «Роковые яйца» (повесть, 1924), «Собачье сердце» (повесть, 1925), «Великий канцлер. Князь тьмы» (часть чернового варианта романа «Мастер и Маргарита», 1928–1929), «Копыто инженера» (роман, 1928–1929), «Тайному другу» (неоконченная повесть, 1929), «Мастер и Маргарита» (роман, 1929–1940), «Жизнь господина де Мольера» (роман, 1933), «Театральный роман» («Записки покойника») (неоконченный роман (1936–1937).

    Неотъемлемой частью творчества М.А. Булгакова также являются 17 пьес, либретто и киносценариев, из которых наиболее известными являются пьесы: «Зойкина квартира» (1925), «Дни Турбиных» (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия», 1925), «Бег» (1926–1928), «Кабала святош» (1929), «Адам и Ева» (1931), «Блаженство (сон инженера Рейна)» (1934), «Иван Васильевич» (1936).

    Среди множества рассказов и фельетонов, составляющих творческое наследие Булгакова, следует отметить: «№13. – Дом Эльпит-Рабкоммуна» (1922), «В ночь на 3-е число» (1922), «Как он сошёл с ума» (1922), «Красная корона» (1922), «Налёт. В волшебном фонаре» (1922), «Необыкновенные приключения доктора» (1922), «Остерегайтесь подделок!» (1922), «Советская инквизиция» (1922), «Полотенце с петухом» (1925), «Крещение поворотом» (1925), «Стальное горло» (1925), «Пропавший глаз» (1925), «Богема» (1925), «Праздник с сифилисом» (1925), «Бубновая история» (1926) и другие.

    «Роковые яйца». Анализ произведения

    «Роковые яйца» – это повесть Михаила Афанасьевича Булгакова с элементами фантастики, созданная им в 1924 году и впервые опубликованная в журнале «Недра» №6 в 1925 году. В сокращённом виде она также была напечатана в том же году под названием «Луч жизни».

    Её следует рассматривать в контексте ряда других произведений автора. Для понимания контекста и подтекста в первую очередь важны «Дьяволиада или Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя» и «Собачье сердце».

    Так, в «Дьяволиаде…», написанной до «Роковых яиц» – в 1923 году, раскрываются неисправимые проблемы человеческой глупости и мелочности. Они показаны на примере психологических проблем типичного средоточия этих качеств – бюрократа, ставшего жертвой бюрократической машины. Эта машина в воображении главного героя, делопроизводителя Короткова, ассоциируется с дьявольской силой. Уволенный госслужащий, проиграв в столкновении с ней, сходит с ума и в отчаянии бросается с крыши многоэтажного здания, спасаясь от сотрудников Уголовного розыска. «Дьяволиада» была впервые опубликована в журнале «Недра» №4 в 1924 году.

    Повесть «Собачье сердце» создана на год позже, чем «Роковые яйца» – в 1925 году, но вполне возможно, что замысел обеих повестей появился одновременно. В «Собачьем сердце» М.А. Булгаков развивает главную идею, которую он постарался донести до людей в предыдущей повести. Только вместо гениального профессора Персикова, развлекающегося с «красным лучом», который должен всех осчастливить, в «Собачьем сердце» действует выдающийся хирург профессор Преображенский, который проводит другие небывалые эксперименты – операции по пересадке женщинам в целях омоложения яичников обезьяны, а также человеческого гипофиза собаке в целях посмотреть – что будет.

    Фабула и сюжет

    В «Роковых яйцах» Булгаков помещает своих героев на четыре года вперёд – в 1928 год. Гениальный профессор зоологии Владимир Ипатьевич Персиков случайно обнаруживает удивительный феномен стимулирующего воздействия света красной части спектра на эмбрионы. Организмы в момент развития, облучённые этим лучом (например, зародыши в икринках), начинают развиваться гораздо быстрее и достигают более крупных размеров, чем «оригиналы». Кроме того, они отличаются агрессивностью и невероятной способностью стремительно размножаться.

    Как раз в это время по всей стране прокатился куриный мор – все куры в СССР подохли. И один директор совхоза по фамилии Рокк, заручившийся поддержкой Кремля, решает использовать открытие Персикова для восстановления поголовья кур в стране. Согласно приказу свыше, Рокк забирает у Персикова камеры-облучатели, с которыми профессор проводил опыты, и увозит их. Рокк заказывает за границей куриные яйца, а Персиков – змеиные, крокодильи и страусиные яйца для дальнейших экспериментов. В результате ошибки и разгильдяйства заказ Персикова присылают Рокку, а заказ Рокка – Персикову. Увидев на доставленных «куриных» яйцах «какую-то грязюку» Рокк звонит Персикову, но профессор думает, что это ошибка, ибо «грязюки» на яйцах быть не может. Рокк начинает облучение яиц, к вечеру из них вылупляются анаконды, крокодилы и страусы гигантских размеров, которые убивают жену Рокка, сотрудников совхоза и приехавших чекистов. Персиков же, готовый к новым опытам, получает куриные яйца. Профессор возмущен этой ошибкой, его помощник доцент Иванов показывает ему «экстренное приложение» к свежему номеру газеты, где на фотографии изображена громадных размеров анаконда из Смоленской губернии! Персиков понимает, что произошла чудовищная ошибка: куриные яйца прислали ему, а змеиные – Рокку в совхоз. За «грязюку» Рокк принял сетчатый рисунок на змеиных яйцах. Пресмыкающиеся начали беспрестанно размножаться, и их несметные полчища, сметая все на своем пути, двинулись на Москву.

    В бой с рептилиями вступили части РККА, применяя в том числе и химическое оружие, но под натиском гадов погибли.

    Столицу, равно как и всю остальную страну, охватила паника; обезумевшая толпа, решив, что это Персиков специально создал гадов, ворвалась в институт, где он работал, и убила его. Когда казалось, что спасения не будет, вдруг упал страшный по меркам августа мороз, державшийся два дня – минус 18 градусов. И рептилии, не выдержав его, погибли. И хотя долго ещё были повальные эпидемии от «трупов гадов и людей», основная опасность миновала. В ходе смертельного  хаоса этой трагедии все облучающие камеры, генерирующие «луч жизни», были уничтожены.

    Несмотря на весь ужас произошедшего, доцент Иванов, заменивший Персикова в должности заведующего институтом, пытался снова получить чудодейственный луч, но у него ничего не вышло. «Очевидно, для этого нужно было что-то особенное, кроме знания, чем обладал в мире только один человек – покойный профессор Владимир Ипатьевич Персиков», – так завершает «Роковые яйца» Михаил Афанасьевич Булгаков.

    Главная идея

    В отличие от ряда других произведений Михаила Афанасьевича, где он негромко пытался предупредить современников о возможных последствиях неразумного поведения человечества, в повести «Роковые яйца» напрямую набатным колоколом звучит предупреждение о катастрофе, которая легко может случиться в случае сочетания всего лишь нескольких факторов в одно время и в одном месте. В «Роковых яйцах» ими стали: человеческая глупость; паталогическая страсть ученого (профессора Персикова) к открытиям, последствия которых могут нанести чудовищный вред при внешне кажущейся пользе; «случайное» научное открытие – «чудодейственный красный луч»; путаница и разгильдяйство в государственных структурах и «разруха в головах».

    Уже первый опыт Персикова с «чудодейственным» лучом должен был насторожить любого умного человека: «В кабинете ученого началось черт знает что: головастики расползлись из кабинета по всему институту, в террариях и просто на полу, во всех закоулках завывали зычные хоры, как на болоте… Через неделю ученый почувствовал, что шалеет. Институт наполнился запахом эфира и цианистого калия, которым чуть-чуть не отравился Панкрат, не вовремя снявший маску. Разросшееся поколение, наконец, удалось перебить ядами, кабинеты проветрить». Но исторически доказанный парадокс заключается в том, что гений может быть глупцом. Вместо того, чтобы насторожиться и подумать о мерах безопасности, «великие учёные» обрадовались:

    «Иванову Персиков сказал так:
    – Вы знаете, Петр Степанович, действие луча на дейтероплазму и вообще на яйцеклетку изумительно.
    Иванов, холодный и сдержанный джентльмен, перебил профессора необычным тоном:
    – Владимир Ипатьевич, что же вы толкуете о мелких деталях, об дейтероплазме. Будем говорить прямо: вы открыли что-то неслыханное… вы открыли луч жизни!»

    Именно о катастрофической опасности таких открытий и хотел предупредить Булгаков: «луч жизни», скорее всего, окажется «лучом смерти».

    Доказательством этого вывода является следующий диалог, в котором Булгаков открыто, прямо и недвусмысленно говорит устами своих героев о том, чем все эти эксперименты закончатся. Особенно показателен здесь образ мёртвой лягушки со «злобным выражением морды»:

    «– Вы, – продолжал Иванов, – вы приобретете такое имя... У меня кружится голова. Вы понимаете, – продолжал он страстно, – Владимир Ипатьевич, герои Уэллса по сравнению с вами просто вздор... А я-то думал, что это сказки... Вы помните его «Пищу богов»?
    – А, это роман, – ответил Персиков.
    – Ну да, господи, известный же!..
    – Я забыл его, – ответил Персиков, – помню, читал, но забыл.
    – Как же вы не помните, да вы гляньте, – Иванов за ножку поднял со стеклянного стола невероятных размеров мертвую лягушку с распухшим брюхом. На морде ее даже после смерти было злобное выражение, - ведь это же чудовищно!»

    Как известно, роман Герберта Уэллса «Пища богов» (1904 г.) повествует о том, как в маленькой деревушке двое учёных проводили эксперимент – кормили цыплят пищей, которая делала их неимоверно сильными и большими в рекордное время. Из-за того, что не соблюдались нормы безопасности, курицы сбежали, и в округе воцарился хаос. Кроме того, крысы и осы, которые случайно получили доступ к «пище богов», тоже выросли до гигантских размеров и стали смертельно опасными для людей. Учёные пытались охотиться на монстров, сожгли ферму, на которой проводился эксперимент. Затем, когда гигантские курицы были отловлены, ученые не придумали ничего более умного, как начать эксперименты над людьми, а именно над детьми – своими и своих друзей. Мир не принял молодых гигантов и отнёсся к ним крайне отрицательно. Гигантов стали унижать и ограничивать… Впоследствии по этому роману были сняты фильмы ужасов.

    С высоты прошедших почти 90 лет трудно не признать гениальную прозорливость автора. Полчища неожиданно размножившихся «гадов», движущихся на Москву, которых практически ничем невозможно остановить – помог только мороз, очень напоминают события 1941 года. «Куриный мор», взявшийся невесть откуда, очень напоминает «птичий», «свиной» грипп и «коровье бешенство», в результате которых пали или были уничтожены гигантские пищевые ресурсы мяса на планете. А «луч жизни» – современные эксперименты с ГМО для создания генно-модифицированных продуктов, чтобы накормить людей, последствия которых никто не знает.

    Таким образом, главную идею повести я бы сформулировал так: человечеству не следует лезть в запредельно неведомые области мироздания до того момента, пока ему не станут известны все особенности и возможные опасности того или иного «технологического открытия». Или, говоря русской пословицей: «Не буди лихо, пока оно тихо». На современном сленге таких деятелей метко называют «обезьяна с гранатой».

    Предупредить о возможной грядущей катастрофе, вызванной неразумными действиями пусть гениальных, но неразумных людей, к тому же действующих в стандартном окружении человеческих масс с недостаточным интеллектом – вот главная идея и сверхзадача этого и ряда других литературных решений Булгакова. Предупредить, а не напророчествовать.

    Главный герой и антигерой

    На мой взгляд, в данном произведении нет персонифицированного главного героя. Чисто формально главным героем можно было бы посчитать профессора Персикова или даже заведующего показательным совхозом «Красный луч» Александра Семеновича Рокка. Однако, это лишь инструменты в руках автора.

    Возможно, главный герой – это «Морозный бог на машине». Однако, он никак не описан. Как не объяснено и – почему «на машине»? Так названа заключительная глава 12 без объяснения причин. Именно таким образом автор предлагает читателю подумать самому в завершение повествования.

    Антигерой же чётко прослеживается. Однако это не кто-то конкретный, иначе все действующие в повести лица достойны звания «антигерой», так как ни одного положительного персонажа в ней по сути дела нет. Антигерой повести – это суммарная квинтэссенция человеческой глупости и безалаберности. Уничтожающая мощь этой гремучей смеси многократно катализируется тщеславием и гордыней. Для творчества Булгакова вообще характерны именно эти признаки коллективного антигероя.

    Особенности композиции

    В отличие от ряда других произведений М.А. Булгакова, например романа «Мастер и Маргарита», в повести «Роковые яйца» автор используют прямую композицию: есть пролог, завязка, развитие, кульминация, развязка и краткий эпилог. Действие происходит по нарастающей, постоянно держа читателя в напряжении.

    Специфика языка автора

    Особенностью языка М.А. Булгакова является «устно ориентированная» письменная речь: разговорные обороты, элементы диалогов, в том числе и в монологических словесных композициях, обращения к читателю, пластическая простота фраз, а также относительная конструктивная необременённость предложений.

    В его языке отразились и такие актуальные лексические процессы, как освоение новой реальности через приток новых слов, развитие новых значений, расширение сферы употребления общественно-политической лексики, распространение аббревиатур и сложносокращенных слов, часть из которых он изобретал сам для усиления эффекта воздействия в гармоничной связи с иронией и юмором.

    Ирония и юмор, на грани с сатирой, иногда переходящей в почти открытое, но нежное издевательство – ещё одна важная характеристика языка Булгакова:

    «Был основан "Доброкур", почетными товарищами председателя в который вошли Персиков и Португалов. В газетах под их портретами появились заголовки: "Массовая закупка яиц за границей" и "Господин Юз хочет сорвать яичную компанию". Прогремел на всю Москву ядовитый фельетон журналиста Колечкина, заканчивающийся словами: "Не зарьтесь, господин Юз, на наши яйца, – у вас есть свои!»…

    «– Там до вас, господин профессор, Рокк пришел… С казенной бумагой с Кремля.
    – Рок с бумагой? Редкое сочетание, – вымолвил Персиков и добавил, – ну-ка, давай его сюда!»

    Заключение

    «Роковые яйца» – гениальное произведение М.А. Булгакова, занимающее естественно-логичное место в его цельном творчестве. Эта повесть является неотъемлемым кирпичиком в композиции всего творчества писателя, она помогает понять его гуманную мировоззренческую позицию и цели его творчества в целом.

    Творчество Булгакова следует оценивать как огромный вклад в гуманистическую традицию человечества. В целом, за рядом исключений, оно было благосклонно воспринято и критикой. Особенно посмертной. Социально-политическая ирония, содержащаяся во многих его произведениях, не позволяла им быть изданными при жизни писателя. Так, роман «Мастер и Маргарита» впервые вышел в свет только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, с цензурными изъятиями, в сокращённом журнальном варианте. А повесть «Собачье сердце» впервые была опубликована лишь в 1968 году одновременно в журнале «Грани» (Франкфурт) и журнале «Студент» (Лондон). В СССР же она и вовсе впервые вышла в 1987 году в №6 журнала «Знамя».

    Я говорю «ирония», потому что стилю Булгакова присуща не уничтожающая объект сатира, а именно ирония, нацеленная на конструктивное созидание. Это была ирония не во зло, а во благо. Он не столько высмеивал, сколько, пользуясь технологиями юмора, предупреждал, пытался воспитывать и пробуждать в душах людей наиболее светлые чувства.

    Для понимания идейных и творческих мотивов, а также внутреннего состояния М.А. Булгакова, на мой взгляд, очень важна запись, сделанная им в личном дневнике 5 января 1925 года после посещения редакции газеты «Безбожник»:

    «Когда я бегло проглядел у себя дома вечером номера «Безбожника», был потрясён. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне. Соль в идее, её можно доказать документально: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Не трудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены».

    Особую честь этому великому автору делают следующие два факта. Во-первых, при жизни Булгакова вышли всего три маленькие книжки его прозаических произведений. С середины 1926 года и до своей смерти в 1940 году Булгаков не видел в отечественной печати ни одной своей книги. Пяток газетных и журнальных публикаций не давали представления о масштабах дарования и замыслах писателя. Во-вторых, он прекрасно осознавал, что в ближайшие десятилетия, а то и столетия, люди не изменятся к лучшему – они останутся такими же мелочными, глупыми и тщеславными. Однако, несмотря на всё это, он не опустил руки и продолжал творить, оставив нам множество гениальных произведений, которые ныне экранизированы и которыми сегодня зачитываются миллионы людей.

    Дмитрий Васильев, Елена Крюковская

    Добавить комментарий

    Комментарии  

    +7 #1 Александр Целярицкий 14.02.2016 21:57
    да уж, нужно перечитать Булгакова и политикам посоветовать ...
    Цитировать

    РАЗМЕЩЕНИЕ БАННЕРОВ

    | Для лиц старше 16 лет

    -

    © Дмитрий Васильев 2016

    Шеф-редактор Ольга Васильева

    Использование, копирование, цитирование и размещение материалов портала разрешается при условии указания ссылки на сайт

    DMVV.RU ★ РОССИЯ И МИР ★

    Яндекс.Метрика
    Индекс цитирования