Су-7 (изделие «С2», по кодификации НАТО: Fitter) – советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в 1950-х годах ОКБ им. Сухого. Всего было произведено 1847 Су-7 всех модификаций, из которых 691 самолёт был поставлен на экспорт в девять стран мира.
Работы над самолётом начались в 1953 году. В 1954 году был создан опытный истребитель, который впервые в практике советского сверхзвукового самолётостроения был оборудован регулируемым воздухозаборником и цельноповоротным горизонтальным оперением (управляемым стабилизатором).
В одном из испытательных полётов этот самолёт достиг скорости 2170 км/ч. Обнадёживающие результаты лётных испытаний позволили приступить к строительству опытного образца самолёта Су-7, испытания которого начались в 1955 году. В 1956 году самолёт был продемонстрирован на аэродроме в Тушино. В 1958 году Су-7 был запущен в серийное производство.
В процессе эксплуатации самолёт неоднократно подвергался модернизации. Изменения касались конструкции планера, двигательной установки, вооружения и бортового оборудования. В 1966 году на базе Су-7БМ был создан самолёт с крылом изменяемой стреловидности Су-17. В 1967 году этот самолёт был показан на воздушном параде в Домодедово.
К сожалению, Су-7 был самым аварийным самолётом ВВС СССР начала 1960-х годов. За первые пять лет эксплуатации (1959-1963) было потеряно 28 машин, причём подавляющее большинство (82%) лётных происшествий произошло из-за конструктивно-производственных недостатков.
В 1964 году налёт на одно лётное происшествие у Су-7 составлял 1770 часов по сравнению с 3225 часами у МиГ-21. По данным ОКБ Сухого, с 1956 по 1979 год в ВВС СССР произошло 224 лётных происшествия с самолётами Су-7, включая 114 катастроф.
Тем не менее, этот высокоскоростной истребитель защитил нашу страну от попыток нападения НАТО. Американские бомбардировщики после появления Су-7 не решились летать там, где надо.
Су-7 был построен по классической схеме, имел стреловидное среднерасположенное крыло с углом стреловидности 60°, обеспечивающим очень высокую скорость.
В качестве основных удельных параметров самолёта главный конструктор выбрал тяговооружённость, близкую к единице, и нагрузку на крыло около 300 кг/м². Для того времени это было очень необычно и многими воспринималось скептически.
Впервые в истории советского авиастроения был применён цельноповоротный стабилизатор с необратимым бустерным управлением.
Если на первых реактивных самолётах бустер помогал лётчику управлять машиной, то при больших сверхзвуковых скоростях этого было мало: усилия на ручке управления становились огромными.
Принципиально новым решением ОКБ Сухого было сделать бустер двухкамерным, с двумя золотниками и питанием каждого от своей гидросистемы, что исключало отказ управления в целом. Впоследствии этот способ широко стал применяться на всех зарубежных и отечественных самолётах.
Дмитрий Васильев
Комментарии
Военный городок, где жили лётчики со своими семьями располагался на берегу Волги. Территория городка была небольшой и семей там было немного. Поэтому там все друг друга знали.
Когда были полёты, то мы - жители городка знали об этом и находились в тревожном напряжении.
Хорошо помню одну семью, в которой были девочки - близнецы. Девочкам было по 6 лет. Такие хорошенькие!. Счастливая была семья. Однажды после полётов весь городок погрузился в ужас, потому что их отец - летчик не вернулся с полетов. Разбился!.
В день перед полётами лётчики находились в профилактории, им не разрешалось быть в семьях. После полетов они отсыпались, потом снова в профилактории, потом полёты. Так, что вместе с семьёй бывали мало.