Как ты начал свой день сегодня? Сработал ли будильник? Ты поспал немного дольше или встал сразу? Тренируешься ли ты по утрам? Принимаешь душ? Завтракаешь? Или, может быть, ты пропускаешь все это и сразу идешь на работу? Есть тысячи способов начать день, может быть, даже миллионы. Можешь ли ты доказать другому человеку, что все это действительно произошло? Или ты вообще можешь доказать, что ты реальный? А что насчет других людей?
Для некоторых из нас это абсурдный вопрос. Конечно, ты реальный. Конечно, мир реальный. И, с практической точки зрения, этого может быть достаточно, чтобы не углубляться в этот вопрос. Но как ты можешь быть уверен? Как ты знаешь, что что-то реально, кроме тебя самого? Давайте углубимся в этот вопрос и попробуем разобраться.

Что такое реальность?
Большинство из нас воспринимает то, что мы видим, чувствуем, слышим, пробуем и нюхаем каждый день, как реальность. Практически, тебе нужно так жить. Общество не будет функционировать, если мы все не согласимся, что мы действительно здесь и что-то делаем. Но то, что все мы молчаливо соглашаемся с чем-то, не делает это истинным.
Когда-нибудь тебе снился сон, который казался реальностью? Ты когда-нибудь видел что-то краем глаза, чего на самом деле не было? На самом деле, существует множество простых способов обмануть почти все твои чувства, заставив их поверить в что-то, что не является правдой. Иллюзии заставляют нас поверить в одно, хотя на самом деле все иначе. Но немногие осознают, что в повседневной жизни мы тоже сталкиваемся с подобными иллюзиями.
Люди, лишившиеся конечностей, могут все равно чувствовать их из-за синдрома фантомной боли. Существуют различные психические расстройства и медикаменты, которые могут вызывать галлюцинации, как визуальные, так и слуховые, которые не отличить от реальности. Заболевание, как синестезия, может заставить один вид сенсорного восприятия воспринимать через другой орган чувств, например, видеть формы, слушая музыку, или чувствовать запахи, просто увидев их. Иными словами, существует множество способов изменить восприятие окружающего мира, и то, что другим может показаться нереальным, для тебя будет абсолютно настоящим.
Психиатры отмечают, что люди склонны верить в свою субъективную реальность больше, чем в объективную реальность других людей, даже если есть независимые доказательства. Это сила твоего сознания. Если ты веришь, что что-то истинно, почему ты должен соглашаться с кем-то, кто говорит, что это не так?
Представь, что ты вышел на улицу в синей футболке. Кто-то останавливает тебя и комплиментирует твою золотую футболку. Ты думаешь, что этот человек сошел с ума. Ты же не носишь золотую футболку, а синюю. Но они настаивают, что она золотая. Это звучит абсурдно, но был момент, когда на просторах интернета разгорелась огромная дискуссия по поводу изображения платья, которое одни видели бело-золотым, а другие — синим и черным. Дело в том, что восприятие — это реальность для большинства людей. Ты не можешь усомниться в своем восприятии, потому что оно для тебя очевидно. В реальности же это было синее и черное платье. Но люди, которые приняли, что это изображение сделано в тени, в своей голове приняли его за белое и золотое.
Гипотеза симуляции
Существуют теории о том, насколько реальным или нереальным является мир. Одна из самых интересных теорий — гипотеза симуляции.
Если бы кто-то спросил тебя прямо сейчас, каковы шансы, что мир — это симуляция, какие бы цифры ты привел? По мнению некоторых экспертов, сейчас вероятность этого составляет примерно 50 на 50. А если наши технологии когда-нибудь достигнут уровня, на котором мы сможем создать искусственное сознание, эти шансы значительно увеличатся в пользу того, что мы — это всего лишь выдумка. Насколько комфортно ты себя чувствуешь при мысли о том, что вся твоя жизнь — это монетный бросок?
Нейл Деграсс Тайсон говорит, что трудно опровергнуть вероятность того, что мы находимся в симуляции. Он предлагает задуматься о том, как развивалась вычислительная мощность с течением времени. Сегодня можно создать огромный мир, как в Minecraft или Sims, на обычном компьютере. Или создать программу, которая выглядит умной, как большие языковые модели или ChatGPT. Представь, что будет с компьютерами через 50 лет, а может, через 100. Как мощными они станут и насколько реалистичными будут их миры. Представь, что ты можешь запрограммировать виртуального человека и заставить его думать, что он реальный. Теперь представь, что ты — этот виртуальный человек. Если это все — программа, как ты можешь узнать, что это не так?
Еще более ошеломляющей является мысль, что один из этих виртуальных людей может изобрести компьютер в своем симулированном мире. А затем, по мере развития своей технологии, он может создать свой собственный симулированный мир внутри симуляции. Этот процесс может продолжаться бесконечно, с тысячами, миллионами, возможно, бесконечными симулированными мирами, созданными внутри новых симуляций. И если подумать об этом, то какие шансы, что мы находимся в том самом оригинальном, реальном мире? Статистически, шансы очень малы. Статистически, мы, вероятно, просто выдумка. Мы — программы, которые исполняют симуляцию согласно заданному алгоритму. Мы думаем, что у нас есть свободная воля, потому что нам так кажется. Нам не запрограммировано думать иначе.
Одна из самых пугающих сторон теории симуляции заключается в том, что, учитывая наши текущие знания и технологии, у нас нет способа доказать или опровергнуть эту гипотезу.
Я мыслю, следовательно, я существую
Хотя теория симуляции достаточно нова и возникла всего несколько десятков лет назад, сомнения в реальности существуют намного дольше. Философ Рене Декарт прославился своей фразой «Я мыслю, следовательно, я существую». Это утверждение было подтверждением реальности. Но, если быть точным, это было подтверждение реальности самого Декарта. Это означало, что он уверен в своем существовании. Ты не можешь быть уверен в существовании Декарта. Ты не можешь быть уверен, что кто-то существует, кроме тебя. Ведь единственное, что ты действительно знаешь — это то, что происходит в твоей голове. Как мы уже видели, восприятие всего, что приходит извне, может быть искажено или обманчиво.
Декарт пытался выяснить, как мы можем быть уверены в том, что что-то существует, и основал свою теорию на идее сомнения. Все, что находится вне тебя, должно подвергаться сомнению, кроме того, что сомневается. Что-то должно существовать, чтобы сомневаться во всем остальном, и этим чем-то является «я» из «я мыслю, следовательно, я существую».
Стоит отметить, что даже твое внутреннее восприятие нельзя считать надежным. Психические заболевания или химическое воздействие могут заставить тебя думать, что ты Наполеон Бонапарт, а не тот, кто ты есть на самом деле. Или, может быть, ты и есть Наполеон, а остальные страдают от неправильного восприятия. Так что «я мыслю, следовательно, я существую» все равно актуально для тебя, но кто ты на самом деле — это еще вопрос.
В конце концов, вывод Декарта был таков: более логично считать, что все в мире реально, потому что так проще, в какой-то степени. Однако другие философы пошли дальше в исследовании этой идеи. Проблема в том, что с научной точки зрения, это все трудно доказать. Как философский вопрос — все ясно. Но если принять, что наука в этой реальности также подчиняется правилам ложной реальности, то это делает задачу еще более сложной.
Научные попытки доказать реальность мира
Теперь, если ты не находишься в эпицентре экзистенциального кризиса, ты наверняка задаешься вопросом, как мы можем быть уверены, что мир действительно реален. Разве можно просто принять, что это невозможно узнать? Наверняка существует что-то большее. И можешь быть уверен, что многие люди приложили усилия, чтобы найти способ доказать, что ты реальный, твоя кошка реальная, Бостон реальный.
Были проведены эксперименты, которые должны доказать, что реальность действительно существует. Это странное утверждение, но это суть вопроса. Если ты не можешь доверять своим восприятиям, как тогда определить, существует ли что-то за пределами тебя? Нужно сделать что-то, что не зависит от твоих чувств, чтобы прийти к какому-то заключению. Для большинства из нас это звучит как невозможная задача.
В одном из экспериментов ученые тестировали квантово-механические теории, предполагающие, что реальность не существует, пока ее не наблюдают. Один из самых известных примеров — кот Шрёдингера. Ты не знаешь, жив ли кот или мертв, пока не заглянешь в коробку. Но есть и другие примеры из физики, например, ты не можешь точно сказать, где находится частица, пока не увидишь ее. В этом эксперименте команда, по сути, доказала, что реальность одинакова независимо от того, кто наблюдает, что делает ее объективной и «реальной».
Другой эксперимент был проведен китайскими учеными, которые исследовали квантовую запутанность. Этот эксперимент показал, что реальность не существует, пока мы не начинаем ее исследовать. В квантовой механике частицы существуют в определенном состоянии только когда ты их наблюдаешь. Пока они не были замечены, они существуют в нескольких состояниях одновременно.
Используя квантовую запутанность, чтобы наблюдать две запутанные частицы, то есть частицы, связанные на огромном расстоянии друг от друга, исследователи пришли к выводу, что эти наблюдаемые качества не существуют, пока их не исследуют. Это довольно эзотерично, но вывод здесь таков: реальность существует, когда мы ее наблюдаем. И это более убедительно, чем утверждение, что реальность вообще не существует.
«Друг Вигнера»
Эксперимент «Друг Вигнера» — еще один необычный эксперимент, связанный с идеей реальности. В этом эксперименте друг Вигнера — ученый в лаборатории. Он наблюдает частицу и уже увидел ее состояние, которое мы уже определили как недоступное для понимания до момента наблюдения. Но он наблюдал ее, и теперь он уверен в том, что это состояние «спин-вверх».
Вигнер находится вне лаборатории и не знает, что произошло. Но он может математически поддержать идею, что частица находится в неопределенном состоянии, и по сути он будет прав, даже если его друг знает, что реальный статус — спин-вверх.
В этом эксперименте оба человека имеют разное восприятие реальности, и оба правы, исходя из науки, как мы ее понимаем. Вывод? Может быть, реальность субъективна, или же она объективна, и мы недооценили какие-то ее аспекты.
Одно стоит помнить, особенно если ты терзаешься мыслью о том, что ты — это симулированный человек в симулированном мире: реальность все равно происходит. Ты, вероятно, живешь долгую полноценную жизнь. Будешь делать тысячи вещей и встречать тысячи людей. Ты будешь пробовать интересные блюда, влюбляться. Даже, возможно, поедешь в путешествия. У тебя будут хорошие и плохие дни. Даже если все это не будет «реальным» в том смысле, в каком ты его понимаешь, разве это будет иметь значение? В конце концов, если ты проживешь всю свою жизнь, и все это окажется симуляцией, разве не будет оно таким же реальным, как нужно для тебя?