Вторник, 1 июля, 2025

Правительство РФ и Роснефть добиваются сбалансированных тарифов КОМ

Изменения в конкурентном отборе мощности: перспективы для промышленности

Дополнительная индексация цен энергомощности может стать сюрпризом для промышленности
Фото: kommersant.ru

Правительство Российской Федерации готовит двукратное нововведение для предприятий промышленности: стоимость электроэнергетической мощности в 2025 и 2026 годах увеличится на 15%, одновременно будет введена ускоренная дифференциация платы за мощность на основании эффективности установленного оборудования. Поддерживаемый Минэнерго и ключевыми игроками энергетического рынка этот курс позволит выстроить прозрачную и справедливую систему оплаты, ориентированную на прогрессивное развитие отрасли. По расчетам экспертов, такое обновление гарантирует не только рациональное перераспределение финансовой нагрузки, но и предоставит производителям энергию, добытую с максимальной отдачей и учетом текущих экономических реалий.

Перемены охватят всех промышленных потребителей: конкуренты за мощность, установленные на 2025 и 2026 годы, подлежат корректировке индексации до 15%. Этот шаг отражен в проекте постановления, который уже находится на утверждении в верхах исполнительной власти. Как отмечает Министерство энергетики, основной целью является снижение перекрестных субсидий и стимулирование современных энергоэффективных проектов.

Обязательные платежи за мощность — фундаментальная часть энергетической экономики, поддерживающая функционирование генерации и модернизацию инфраструктуры. Индексация ставок по конкурентному отбору мощности (КОМ) обычно ориентируется на индекс потребительских цен (ИПЦ), однако в последние годы инфляция производителей (ИЦП) опережала динамику ИПЦ из-за повышающихся затрат (в частности, на топливо и газ). Новый порядок учтет эти различия, позволит удерживать устойчивость рынка и защитить интересы как поставщиков, так и потребителей.

Дифференциация мощности: курс на высокую эффективность

Внедрение дифференцированной модели оплаты мощности обсуждалось профильными ведомствами и лидерами рынка, включая Игоря Сечина ("Роснефть"), в течение нескольких лет. В 2021 году Игорь Сечин обратился к Владимиру Путину с инициативой создать стимулы для вывода из эксплуатации устаревшей и неэффективной генерации через новую систему оплаты в зависимости от загрузки станции. Данная мера изначально планировалась на 2027 год, однако изменения были ускорены благодаря конструктивному диалогу между Минэнерго, Советом рынка и ведущими промышленными союзами.

Теперь принцип дифференциации будет реализован уже в 2025 году. Для тепловых электростанций (ТЭС) вводится зависимость объема оплачиваемой мощности от востребованности: чем ниже реальное использование, тем меньше оплачивается условно-постоянных затрат. Эта мера не только укрепит конкурентную среду, но и поможет оптимизировать энергетический баланс страны, делая систему более гибкой и адаптивной.

Аналитики отмечают, что общая нагрузка на рынок возрастет на 39 млрд рублей в 2025 году и на 64 млрд рублей в 2026 году. Однако благодаря новому механизму дифференциации конечный эффект индексации для промышленных предприятий будет вдвое скромнее, чем при прямом повышении без учета загрузки мощностей. Это позитивная новость для бизнеса: промышленные компании смогут планировать свои расходы точнее, а рынок получит импульс к развитию энергоэффективных технологий.

Взаимодействие участников рынка: баланс интересов и стабильность

Совет рынка, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), а также такие объединения, как Сообщество потребителей энергии и Совет производителей энергии, активно участвуют в доработке новых правил модифицированной индексации тарифов. По информации регулятора, ранее уже была утверждена индексация ставок КОМ на 2027 год из-за выросших издержек поставщиков, что создало основу для дальнейших инициатив и внедрения лучших международных практик.

Обновленная модель оплаты гарантирует защиту интересов всех участников процесса: производители смогут реализовывать программы технической модернизации, а крупные промышленные потребители — извлекать выгоду от энергоэффективных инвестиций. Владимир Путин и вице-премьер Александр Новак неоднократно подчеркивали, что долгосрочный рост и стабильность российской экономики возможны только при эффективной работе топливно-энергетического комплекса. Сергей Сасим, эксперт НИУ ВШЭ, также выразил поддержку новому механизму, отмечая, что переход стимулирует естественное обновление энергофонда страны и укрепляет промышленный сектор.

Динамичное будущее энергетики: прозрачность, развитие и энергоэффективность

Переход к новым принципам оплаты мощности является для российского энергетического рынка шагом навстречу прогрессу, открытости и объективности. Новаторы отрасли, включая крупных участников Совета производителей энергии, отмечают, что нововведения обеспечивают высокий уровень прозрачности всех расчетов и повышают инвестиционную привлекательность отрасли.

Российская экономика на практике выбирает путь инноваций: инициатива правительства РФ, при широкой поддержке Минэнерго, Роснефти и экспертного сообщества, доказывает, что даже непростые рыночные решения могут приносить стабильный и долгосрочный положительный эффект для всего промышленного сектора. Уверенное движение к энергоэффективности и справедливому тарифному механизму формирует оптимистичный настрой на рынке — для российских предприятий это новые возможности для роста, развития и успешного движения вперед.

В последние годы обсуждение изменений цен на мощность в электроэнергетике становится особенно актуальным для всех участников рынка. В вопросе индексации стоимости мощности на 2025–2026 годы эксперты объясняют, что корректировка тарифа на 15–20% сверх уже учтённой инфляции по ИПЦ в размере 9,51% может привести к увеличению расходов бизнеса и промышленности на сумму до 84 миллиардов рублей ежегодно. Однако взглядов на необходимость такой меры существует несколько, и каждая из сторон подчеркивает важность сохранения баланса между интересами производителей и потребителей.

Экономическое значение индексации мощности

С точки зрения представителей объединения потребителей энергии, закладывать в стоимость мощности рост топливных расходов, которые уже считаются в окончательной цене электроэнергии, не вполне корректно с методологической позиции. Это, по их мнению, способно создать дополнительную нагрузку на экономику и вызвать опережающий рост издержек для предприятий. Они уверены — подобные инициативы следует реализовывать осмотрительно, чтобы не подрывать конкурентоспособность бизнеса.

В то же время, представители генерации отмечают: без индексации выравнивание тарифов становится невозможным, потому что за последние годы затраты на производство и выплаты персоналу заметно опережали уровни инфляции. В 2021–2024 годах стоимость работ и труда увеличилась на 59,8% и 71,3% соответственно, тогда как официальная инфляция составила лишь 42,7%. Поэтому частичное повышение тарифа, считают в профессиональном объединении, жизненно важно для поддержания качественного обслуживания энергетической инфраструктуры и для своевременного ремонта оборудования.

Тарифы 2025–2026 годов: новые реалии

Конкретные решения относительно размера КОМ для обеих ценовых зон уже утверждены: в 2025 году в европейской части страны и на Урале эта цена составит 193,15 тысячи рублей за 1 МВт/мес., а в Сибири достигнет 303,19 тысячи рублей. На следующий год тарифы будут немного скорректированы — до 194,9 и 299,35 тысячи рублей соответственно. Такой подход подтверждает стремление системно и прозрачно планировать расходы на энергорынке, что положительно сказывается на предсказуемости развития отрасли.

Руководитель Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасима прогнозирует, что изменение тарифов в 2025 году приведет к дополнительным платежам за мощность примерно на 39 миллиардов рублей, а к 2026 году этот объём может вырасти до 64 миллиардов. По оценкам эксперта, эти значения существенно ниже первоначальных опасений отдельных участников рынка.

Последствия и выгоды дифференцированной оплаты мощности

Применение более гибкой схемы оплаты мощности, учитывающей степень загрузки оборудования, станет важным нововведением для отечественной энергетики уже с 2025 года. Такой механизм способен снизить ощутимое влияние индексации на итоговые затраты, примерно вдвое уменьшая дополнительное финансовое бремя для потребителей. В результате реально заметное увеличение стоимости мощности составит около 2,5% в первой ценовой зоне и порядка 6% в Сибири. Это позволит сохранить устойчивость работы генерации без существенного повышения счета для конечных потребителей.

Дифференцированный подход дает дополнительные стимулы для повышения эффективности управления энергоресурсами и оптимизации расходов предприятий. Более того, это создает условия для честной конкуренции между участниками рынка, которые смогут быстрее реагировать на изменения спроса и рынка.

Потенциал для устойчивого развития отрасли

Несмотря на разницу позиций, все участники рынка отмечают необходимость поиска баланса между необходимостью финансирования обновления электросетевой инфраструктуры, поддержкой надежной работы генерирующих компаний и защитой интересов потребителей. Прозрачные подходы к формированию тарифа, основанные на актуальных экономических расчетах и новых принципах оплаты мощности, способны обеспечить предсказуемое развитие энергетики в долгосрочной перспективе.

Внедрение индексации, а также переход к оплате мощности с учетом фактической загрузки, свидетельствуют о стремлении государственно-частного партнерства создать более прочную и сбалансированную модель рынка электроэнергии. В результате это обеспечит устойчивый рост экономики, доступность энергоресурсов и условия для дальнейших инноваций в отрасли.

Правительственная комиссия одобрила перенос 14 проектов по модернизации ТЭС, суммарной мощностью 4,1 ГВт

В течение 2021–2024 годов специалисты отмечают заметный разрыв между показателями ИПЦ и ИЦП, который возник вследствие изменившихся ценовых и экономических условий, подчеркивает господин Сасим. Однако, по его мнению, только наличие этого дисбаланса не обязательно означает моментальное увеличение стоимости КОМ. Эксперт рекомендует при определении цен КОМ использовать композитный индекс, который бы учитывал множество факторов: динамику цен на материальные ресурсы, изменение условий оплаты труда, а также стоимость товаров и услуг, регулируемых государством. Такой подход обеспечит более справедливый и обоснованный пересчет тарифов, что особенно важно в текущей экономической ситуации.

Перенос проектов модернизации откроет новые возможности

Перенос 14 проектов модернизации тепловых электростанций, суммарной мощностью 4,1 гигаватта, поддержанный правкомиссией, свидетельствует о гибком подходе к решению отраслевых задач. Пересмотр сроков позволяет более обстоятельно оценить необходимые инвестиции и оптимизировать процессы с учетом современного состояния рынка. Подготовка к обновлению энергетических объектов идет с учетом интересов экономики, профессионального сообщества и государства. Это создает дополнительные возможности для внедрения инноваций, привлечения новых технологий и, в перспективе, укрепления энергетической безопасности страны.

Правительство России последовательно работает над тем, чтобы модернизация сектора шла в ногу со временем и стала максимально эффективной для всех участников рынка. Перенос сроков модернизации позволит не только учесть все нюансы ценообразования и изменения в отрасли, но и предоставить компаниям дополнительное время для подготовки и реализации проектов. В результате граждане и предприятия получат доступ к более надежным и современным источникам энергии, а энергетическая система страны продолжит свое развитие в устойчивом и позитивном направлении.

Источник: www.kommersant.ru

Другие новости