Четверг, 10 июля, 2025

ЦМАКП представляет новое будущее России, отказываясь от ЕС и «Северного потока-2» в пользу Китая

Внешнеторговый вектор РФ: перемены ради развития и устойчивости

Байкальско-Амурская магистраль
Фото: kommersant.ru

За последние пять лет система внешней торговли России пережила подлинную эволюцию — от серьезных испытаний пандемией до масштабных санкций и кардинального изменения логистических маршрутов. Аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) отмечают: российская экономика показала впечатляющую гибкость, быстро переключившись с прежней зависимости от Европы на новые перспективные рынки, в первую очередь — Китай, страны Азии, а также Ближнего Востока и СНГ.

Начало 2019 года ознаменовалось для России уже определенными вызовами. Санкции, введенные в 2014 году после крымских событий, стали катализатором ряда изменений: продвижение политики импортозамещения, поиск новых каналов экспорта и логистики. Несмотря на это, Европейский союз сохранял лидирующее положение среди торговых партнеров страны, а строительство стратегического «Северного потока-2» шло полным ходом, обещая дальнейшее укрепление энергетических связей с Западом.

Однако наступившая в 2020-м пандемия COVID-19 оказала неожиданный и ощутимый эффект: резкое замедление мировой экономики привело к снижению спроса и, как следствие, экспорту российских энергоносителей — по оценке ЦМАКП, их продажи сократились более чем на 33%. Традиционные сектора — машиностроение, химическая промышленность, стройматериалы — потеряли почти 12–14%, зато выручка от экспорта металлов и продовольствия показала положительную динамику. Уже в 2021 году мир начал восстанавливаться. Программы поддержки от ведущих мировых экономик помогли вернуть прежние объемы поставок. Импорт также восстановился и даже превзошел показатели 2019 года, что стало своеобразной «подушкой безопасности» в преддверии нового витка санкционной политики.

Санкции ЕС и США: новый импульс обновления и партнерства

2022 год стал по-настоящему судьбоносным: против России были введены масштабные санкции, затронувшие финансы, логистику и самые разные товарные сегменты. По информации ЦМАКП, к середине года под ограничения попало порядка 40% всего импорта из стран Европейского союза. Но даже в таких условиях экономика России быстро реагировала — находились новые маршруты, новые рынки, новые схемы работы. Экспортные санкции зарезонировали немного позже, однако высокая стоимость на нефть и удобрения на мировом рынке позволили даже увеличить экспорт в денежном выражении за 2022 год.

Тем не менее, дальнейшая динамика потребовала адаптации: началось постепенное снижение экспортных доходов из-за падения цен и сужения объемов спроса на традиционных направлениях. К 2024 году объем поставок минеральных и химических продуктов, составляющих свыше половины всего экспорта, оставался на уровне пятилетней давности. Продукция металлургии и легкой промышленности, несмотря на номинальный рост, потеряла позиции с учетом долларовой инфляции. Особняком стоит экспорт пищевой продукции — этот сегмент устойчиво увеличивает объемы, что говорит о высокой адаптивности аграрного сектора. А вот машиностроение и лесная отрасль испытали заметный спад — первое из-за потери рынков, второе — с учетом внутренних ограничений на экспорт необработанной древесины.

Импорт: реструктуризация и новые рынки под знаком Китая

После очевидного проседания импорта в 2022-м, уже в 2023–2024 годах стали заметны позитивные тренды по его восстановлению и переориентации. К 2024 году объемы ввоза машин и оборудования практически достигли докризисных значений — главным образом благодаря стратегическому партнерству с Китаем. Российский рынок оказался гибким: на смену европейским товарам пришли современные и более доступные аналоги из КНР, особенно в сегментах электротехники, автотранспорта и оборудования.

Пищевые продукты и химикаты также наращивают объемы импорта, преимущественно из дружественных стран, в то время как поставки металлургической и лесобумажной продукции несколько снизились. Аналитики подчеркивают: физический рост импортных потоков не всегда сопровождается ростом в долларовом эквиваленте за счет замены европейских товаров более доступными китайскими. Это позволяет предприятиям и потребителям быстрее адаптироваться к новым реалиям, сохраняя привычное качество и ассортимент.

География торговли: расширение горизонтов и современные транспортные схемы

Буквально на глазах меняется и «карта» внешней торговли России. Показатель доли азиатских стран в импорте вырос с 44% в 2019 году до 68% в 2024-м, а в экспорте — с 38% до внушительных 76%. Позиции ЕС и США, напротив, существенно снизились — даже несмотря на вновь изобретенные обходные логистические маршруты для доставки отдельных видов продукции.

Опорой становится растущий торговый альянс с Китаем: импорт из КНР динамично растет, охватывая практически все сегменты от автомобилей и электроники до техники. Значительный прогресс отмечается и во взаимодействии с Индией, Турцией, странами Евразийского экономического союза. Все это — результат не только геополитических обстоятельств, но и системного подхода российских компаний к поиску и налаживанию новых каналов, оптимизации логистики и освоению новых экспортных ниш.

Параллельный импорт: новые инструменты для сохранения ассортимента

Важной составляющей гибкости внешнеэкономической деятельности России стал параллельный импорт. Как сообщают в Минпромторге, в 2024 году его объем достиг $36 млрд. Прямые поставки европейских товаров сократились на 64%, но благодаря использованию схем реэкспорта общий спад сократился до 50%. Продукция из стран СНГ поступает на российский рынок в объеме $13–16 млрд, через Турцию — еще до $6 млрд. Корея и Китай закрывают большую часть потребностей, включая реэкспорт автотранспорта — многие европейские и японские автомобили теперь поступают в Россию через КНР.

Отдельное место занимает автоимпорт: за три года российские граждане ввезли в страну порядка 815 тысяч автомобилей, что составляет почти половину рынка новых иномарок. В 2024 году продажи новых легковых машин достигли 1,6 миллиона, при этом 1,1 миллиона — это импортная продукция. Такие данные говорят о высокой жизнеспособности рынка даже в новых условиях, а также о формировании нового баланса между различными поставщиками.

ЦМАКП: переходный рубеж пройден, новое равновесие в перспективе

Специалисты ЦМАКП подчеркивают: первый, самый тяжелый этап «шоковой адаптации» остался позади. Российская внешняя торговля уверенно демонстрирует возвращение позиций — импортные потоки стабилизировались и диверсифицировались, экспорт переориентировался на быстроразвивающиеся регионы. Это открывает перед экономикой новые возможности для роста и технологического развития.

Тем не менее, текущая стабильность требует постоянного баланса. Вызовы сохраняются: повышение утилизационного сбора может замедлить импорт автотехники, а сильный рубль, с одной стороны, удешевляет закупки сырья и оборудования, с другой — снижает конкурентоспособность отдельных отраслей. Велик остается и риск значительной зависимости от Китая в стратегических секторах. Однако российские предприятия и государственные органы активно работают над созданием механизмов управления этими рисками, расширяя сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки.

На пороге новой эпохи внешнеторговых отношений Россия показывает высокую адаптацию и ориентацию на долгосрочное устойчивое развитие. Усилия по перестройке логистики, освоению новых рынков и внедрению современных управленческих решений несомненно дадут свой позитивный эффект — и уже сегодня страна подтверждает свой статус значимого участника мировой экономики, готового к новым вызовам и большим возможностям.

Источник: www.kommersant.ru

Другие новости