Среда, 19 февраля, 2025

Полет камня и судьба великана

«Голиаф» Саши Золотовицкого в театре «Шалом»

Голиаф (Иван Орлов, в центре) в спектакле — добродушный великан, не способный расстаться с любимым цветком
Фото: kommersant.ru

Театр «Шалом» представил яркую премьеру «Голиаф» в постановке Саши Золотовицкого. Спектакль, вдохновленный текстами Танаха, предлагает свежий взгляд на знаменитую ветхозаветную историю о победе и героизме.

Древняя Книга Самуила повествует: «И стали Филистимляне на горе с одной стороны, и Израильтяне на горе с другой стороны, а между ними была долина. И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди». Традиционное продолжение этой истории хорошо известно – молодой пастух Давид побеждает исполина с помощью пращи и камня, становясь впоследствии правителем Иудеи. Великие художники от Караваджо до Микеланджело увековечили этот подвиг в своих произведениях, но личность самого Голиафа оставалась в тени.

Талантливый режиссер Саша Золотовицкий открывает зрителю новую перспективу, опираясь на комикс британского художника Тома Голда. В этой интерпретации Голиаф предстает не грозным монстром, а чутким и миролюбивым созданием, которое волею судьбы становится устрашающим символом для противника.

Блестящим решением стало приглашение на главную роль Ивана Орлова, ранее работавшего в Школе драматического искусства и сотрудничавшего с Дмитрием Крымовым. Актер создал удивительно точный образ добросердечного великана в уютной вязаной кофте, увлеченного заботой о рыбках и комнатных растениях. Под мелодичные звуки «Perfect Day» Лу Рида его герой безмятежно складывает каменные пирамидки, наслаждаясь красотой окружающего мира.

Сценография спектакля впечатляет своей выразительностью: художница Маруся Павлова воссоздала минималистичное пространство, напоминающее японский сад камней. В ночных сценах оно преображается благодаря виртуозной работе художника по свету Александра Краснодеда, создающего магическое звездное полотно. Особенно пронзительна сцена ночного бдения Голиафа, перекликающаяся с библейской ночью в Гефсиманском саду. Вместо традиционной молитвы звучит стихотворение Льва Рубинштейна «И вот я здесь», наполненное глубоким философским смыслом.

Голиаф в исполнении Орлова раскрывается как тонкий созерцатель, способный видеть истинную красоту мироздания. Его окружают преимущественно юные персонажи: бравый солдат в исполнении Федора Бычкова, старательно храбрящийся оруженосец Александры Ахметзяновой и противоречивый Давид Константина Фридовского. В пронзительно синих глазах последнего читается не только страх, но и пылающий религиозный фанатизм.

Кульминационный момент спектакля – полет рокового камня, показанный словно в замедленной съемке. В эти мгновения перед мысленным взором Голиафа разворачивается панорама будущего: триумф и падение Израиля, бесконечная череда войн, уносящих жизни невинных мечтателей.

Несмотря на лаконичность исходного материала, спектакль обретает глубокое дыхание благодаря выверенному темпоритму и воздушной режиссуре. Паузы и актерские этюды создают особую атмосферу притчи, где значим каждый жест и слово. Главное послание постановки звучит как манифест человечности: «Я не хочу никого убивать».

Источник: www.kommersant.ru

Популярные новости
Похожие новости