Вторник, 1 июля, 2025

Как устроена финансовая сторона кино?

Катушка с пленкой и режиссёрская хлопушка

В интернете нередко можно встретить статьи и посты, утверждающие, что фильм не может считаться успешным, если он не собрал в прокате хотя бы вдвое больше своего бюджета. Эти утверждения распространяются с начала 2010-х годов и активно тиражируются по сей день.

На первый взгляд, такая идея кажется нелогичной. Здравый смысл подсказывает: если проект окупился, то всё, что он заработает сверх этого, и есть прибыль. Почему же с кино всё иначе? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в особенностях голливудской бухгалтерии, скрытых расходах, а также в других факторах, которые не входят в основной бюджет, но играют огромную роль.

Итак, независимо от причин, по которым считают, что фильм должен удвоить свой бюджет, главный вопрос остаётся прежним: так ли это на самом деле?

Как формируется бюджет фильма?

Начнём с базового. Мы привыкли думать, что у фильма есть фиксированный бюджет. Иногда фильмы выходят за рамки этой суммы — как, например, скандально известный «Водный мир», который долго считался провалом, несмотря на то, что фактически принёс прибыль.

Бюджет может составлять и $30 миллионов, и $447 миллионов, как в случае с «Пробуждением силы» — самым дорогим фильмом в истории. Эти деньги включают оплату труда всех участников съёмочного процесса — актёров, режиссёра, сценариста, операторов, монтажёров, специалистов по спецэффектам, звуку, свету, декорациям, водителей и даже укротителей животных. Например, в съёмках Железного человека 3 участвовали 3310 человек.

После оплаты персонала, огромные средства уходят на оборудование: камеры, свет, декорации, костюмы, транспорт, питание. Даже аренда оборудования — дело затратное, ведь некоторые камеры стоят сотни тысяч долларов.

Видеопроизводство за кулисами

Производство — это только начало

От первого съёмочного дня до готовности фильма может пройти от одного года до двух с половиной лет. Весь этот период идёт активная работа, и всем нужно платить. Однако по завершении съёмок фильм всё ещё не готов к выходу — он не смонтирован, не озвучен и не представлен публике.

Следующим этапом идут расходы на продвижение и дистрибуцию. Сюда входят затраты на маркетинг, дубляж, субтитры, транспортировку копий, а также на распространение фильма. Эти статьи расходов, как правило, не входят в основной бюджет, но могут быть огромными.

Для масштабных блокбастеров рекламная кампания может стоить около $150 миллионов. У Барби бюджет на рекламу был равен $150 млн, при основном бюджете $145 млн. Мстители: Финал обошлись студии в $200 млн только на маркетинг.

В результате суммарные затраты могут удвоить или даже превысить исходный бюджет. Поэтому фильм с бюджетом в $145 миллионов может потребовать более $300 миллионов кассовых сборов только для того, чтобы выйти в ноль.

Кран снимает фильм в лесу

Что такое голливудская бухгалтерия?

Одной из причин путаницы в прибыли является так называемая голливудская бухгалтерия. Пример — сценарист Богемской рапсодии, который подал в суд на студию, так как по контракту ему полагались 5% от прибыли, но он не получил ни цента. Студия же заявила, что фильм, собравший $900 миллионов, принёс убыток в $51 миллион. При заявленном бюджете в $55 миллионов это звучит абсурдно — куда ушли остальные $900 миллионов?

Главная проблема в том, что никто не имеет доступа к настоящим финансовым отчётам студий. И хотя затраты после завершения съёмок действительно есть, зачастую суммы завышаются искусственно.

Сценарист Эд Соломон (Люди в чёрном, Ангелы Чарли, Билл и Тед) неоднократно жаловался в соцсетях, что никогда не получал прибыль от своих фильмов, несмотря на контракты. Хотя студии заявляют об убытках, они всё же снимают продолжения — три части Людей в чёрном, два Ангела Чарли и два Билла и Теда. Общий доход — свыше $2 миллиардов.

Даже актёр, игравший Дарта Вейдера в Возвращении джедая, не получил ни одного доллара отчислений. Хотя фильм заработал $475 миллионов при бюджете $32 миллиона, на бумаге он якобы не принёс прибыли

Режиссёрская хлопушка, деньги и чашка кофе

Как работает схема?

Возьмём в качестве примера Гарри Поттер и Орден Феникса. Фильм стоил $150 миллионов, а собрал $940 миллионов. Но благодаря утечке документов стало известно, что студия Warner Bros. посчитала проект убыточным.

В отчётах указывались следующие траты:

$212 миллионов — на дистрибуцию (хотя дистрибьютором выступала другая структура внутри Warner Bros.);
$130 миллионов — на маркетинг (опять же, внутренние расходы);
$57 миллионов — проценты по кредитам (взятым у себя же).

Итоговая «бумажная» сумма расходов превысила полмиллиарда долларов. В итоге студия заявила, что фильм принёс убыток в $167 миллионов.

Зачем это делается? Чтобы не платить налоги и не делиться прибылью с участниками съёмочной группы. Ведь если фильм официально в минусе, то и платить никому не нужно.

Железная дорога из "Гарри Поттера"

Как студии обходят правила?

Компании создают дочерние фирмы, через которые проводят всю бухгалтерию. Эти фирмы якобы занимаются производством, но при этом студия выставляет им завышенные счет. За что? За дистрибуцию, рекламу, аренду оборудования. Деньги ходят по кругу, никуда не выходя за пределы корпорации.

Таким образом, прибыль появляется только тогда, когда студия захочет её показать. Они могут манипулировать цифрами, представляя прибыльные фильмы как провальные и наоборот.

Кстати, иск сценариста Богемской рапсодии был отозван в 2023 году после двух лет разбирательств. Об условиях соглашения не сообщалось.

Где же настоящие деньги? Продажа билетов

Фильмы зарабатывают деньги за счёт продажи билетов, то есть кассовых сборов. Однако не вся эта сумма достаётся студии — значительную часть получают кинотеатры.

Считается, что кинотеатры живут за счёт попкорна, но это не совсем так. Хотя на продаже еды они зарабатывают немало, доля от билетов составляет около 50%. Иногда даже больше половины выручки кинотеатра — это именно билеты.

В среднем, студия получает от 40% до 45% кассовых сборов. Если фильм становится настоящим хитом, доля может вырасти до 55%. В прошлом студии имели специальные условия, при которых они получали больше денег в первые недели проката, но сегодня такие схемы встречаются реже.

Также различаются условия по внутреннему и международному прокату. Например, в Китае фильм может собрать миллионы, но студия получит с этого меньше, чем если бы он шёл в США.

Мать и ее дочь в кино

Что было до стриминга? DVD и физические носители

Отдельно стоит вспомнить доход от физических носителей. В 2005 году они приносили индустрии более $25 миллиардов. Это были огромные деньги, которые помогали окупать и небольшие проекты. Сегодня, без этих доходов, производство стало куда более рискованным, и сложнее понять реальную прибыль.

А как же стриминг?

Стриминг — это новая, но очень запутанная часть индустрии. Почти никто, включая сами студии, не понимает, как он работает в плане прибыли. До 2023 года даже Netflix не выходил на чистую прибыль.

Apple TV+ нередко высмеивают за траты в миллиарды на контент, который мало кто смотрит. Netflix тратит десятки миллионов на провальные шоу. Некоторые сериалы вообще не доходят до зрителя — например, один из проектов обошёлся в $55 миллионов и так и не вышел в эфир.

Режиссёр Дома у дороги (Amazon) Даг Лайман жаловался, что фильм был снят для кинотеатров, но в итоге вышел только на Prime Video. Хотя его смотрели 50 миллионов человек за две недели, он не получил ничего — стриминг не предполагает отчислений с кассы.

Группа молодых людей, смотрящих телевизор

Как стриминг оценивает успех?

На платформах вроде Netflix успех измеряется просмотрами. Например, Fallout на Prime набрал 65 миллионов просмотров за две недели. Но если все эти зрители уже были подписчиками, принёс ли это деньги Amazon? Мы не знаем — стриминговые сервисы редко раскрывают финансовую статистику.

По сути, их прибыль — это подписки. Они создают контент, чтобы удерживать и привлекать пользователей. Каждый платёж подписчика — это их аналог кассовых сборов.

Netflix набрал 8 миллионов новых подписчиков во втором квартале 2024 года. Prime заявил о 200 миллионах зрителей в месяц. Disney+ имел 153 миллиона, но потерял миллион в феврале 2024 года после повышения цен.

Иногда студии зарабатывают, продавая фильм стримингу. Так Paramount продал Поездку в Америку 2 Amazon за $125 миллионов. Бюджет фильма был $60 миллионов, так что студия вышла в плюс, не тратясь на маркетинг и прокат.

Производство фильмов, сцена с зеленым экраном

Итак, должен ли фильм удваивать бюджет?

Иногда — да. Иногда — нет. В одних случаях подсчёты слишком запутанны, чтобы дать точный ответ. В других — существуют альтернативные способы заработать, такие как продажа прав стриминговым сервисам.

Ключевой вывод: в мире кино всё зависит не только от цифр, но и от того, как их представляют.

Другие новости