
В 1977 году отечественный кинематограф получил настоящий подарок — на экранах появилась романтическая комедия «Служебный роман». Фильм сразу же покорил сердца миллионов, став абсолютным лидером проката, удостоившись Государственной премии СССР и прочно поселившись в числе самых любимых картин советского и российского зрителя. Несмотря на прошедшие десятилетия, трогательная история Людмилы Калугиной и Анатолия Новосельцева, наполненная юмором и теплом, по сей день находит отклик в душах новых поколений.
Как появилась идея о фильме
Основа знаменитой ленты — пьеса «Сослуживцы» Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского, написанная в начале 1970-х. Постановка быстро нашла свою сценическую жизнь в Театре имени Маяковского, завоевав аплодисменты публики. Вскоре материал попытались перенести и на экран, однако черно-белая версия режиссера Кондратьева не получила широкой популярности. С этим не мог смириться сам Рязанов — после просмотра он понял, что история заслуживает большего и решил воплотить ее в новую, яркую и жизненную киноверсию.
С подбором актеров особых сложностей не возникло. С самого начала Рязанов мечтал о том, чтобы роль Калугиной исполнила Алиса Фрейндлих, а Андрей Мягков, Лия Ахеджакова, Светлана Немоляева и Олег Басилашвили были утверждены сразу, без проб. Их человеческое обаяние, харизма и потрясающая искренность стали гарантом образов, уже давно ставших народными.
Магия перевоплощения: создание героев
Образ главной героини — строгой и внешне неприступной руководительницы Калугиной — создавался в буквальном смысле по крупицам. Художники по костюмам долго искали на «Мосфильме» нарочито безликие, неприметные и давно вышедшие из моды платья. Завершающим штрихом стали крупные, тяжелые очки в массивной оправе из реквизита оператора, а собранные волосы и строгий макияж довершили легендарный образ «мымры», за которым скрывалась ранимая и женственная натура.
Не менее тщательно прорабатывался и внешний облик скромного Новосельцева, которого воплотил Андрей Мягков. Для него подобрали нелепые очки, делающие взгляд еще более простодушным, а легкая небритость и аккуратно взъерошенные волосы добавили истинного шарма и очарования занудного, но редкостно доброго «канцеляра».
Рязанов хотел избежать ощущения театральности. Поэтому он динамично вплел в повествование кадры живой, наполненной суетой и энергией Москвы — с ее шумными улицами, бесконечными очередями и нескончаемым потоком людей. Такое художественное решение позволило «Служебному роману» зазвучать особенно искренне и реалистично.
Столица как полноправный герой фильма
Картина не просто демонстрирует Москву в 1970-х — город становится одним из главных героев. Фраза Новосельцева: «Это мой город, это очень хороший город», сказанная на фоне живописных видов столицы, словно открывает зрителю теплую, домашнюю атмосферу большого города.
Для большего правдоподобия создатели наделили персонажей адресами, полностью отражающими их статус. Так, строгая, но одинокая Калугина жила на Большой Никитской улице, в доме, где раньше селились представители руководящей элиты; предприимчивого Самохвалова поселили в самом сердце Тверской; а застенчивого Новосельцева — в скромной квартирке рядом с «Достоевской».
Знаменитая сцена на крыше, где на фоне вечерней Москвы герои делятся сокровенными мыслями, снималась в доме Нирнзее — первом столичном «небоскребе» из девяти этажей. С его крыши изумительные панорамы открывались еще с дореволюционных времен, и когда-то любой желающий мог насладиться видом за 20 копеек.
Осенняя Москва и капризы природы
Время года стало еще одним действующим лицом фильма. Вся картина пронизана осенним настроением — золотыми парками, дождями, ранними сумерками. Именно осенью 1977 года на съемках приключился неожиданный снегопад, что стало настоящим подарком для команды. Рязанов, заметив первый снег 18 сентября, мгновенно отменил все запланированное и вместе с оператором отправился по улицам столицы снимать импровизированные зимние зарисовки. Эти живописные кадры, добавившие особый уют и достоверность, вошли в итоговую версию фильма.
Интересные истории и факты со съемок
За более чем сорокалетнюю историю фильм обзавелся множеством уникальных историй, связанных с его созданием. Например, изначально роль Самохвалова должна была достаться другому актеру, но Рязанов увидел в Олеге Басилашвили идеальное воплощение харизматичного и слегка ироничного начальника. Удивительно, но для Лии Ахеджаковой роль секретарши Верочки стала одним из самых ярких эпизодов в ее фильмографии, а многие «народные» выражения (“Я сейчас ухожу и хлопну дверью!”) идут в жизнь именно из ее уст.
Светлана Немоляева, без которой сегодня невозможно представить Нину Гавриловну, вообще не любила свою экранную героиню — казалась ей слишком «серой» и незаметной. Но искренность игры и теплота позволили этому образу стать близким каждому зрителю.
Забавно, что во время съемок большинство личных автомобилей и одежды актеры приносили из дома — «Мосфильм» тогда старался экономить на всем, чтобы достичь максимальной аутентичности быта. И именно это усилило настоящее погружение в эпоху, которое ощущает зритель и сегодня.
Почему "Служебный роман" — фильм на века
«Служебный роман» остается неисчерпаемым источником оптимизма, нежности и веры в силу перемен. Лиричная история о том, как теплая человеческая искренность способна растопить любые ледяные стены, заставляет снова и снова возвращаться к этому фильму. В нем есть место смеху и грусти, самоиронии и надежде, мечтам и настоящей, всепрощающей любви.
Классическая музыка Андрея Петрова, душевные диалоги, живая атмосфера московских улиц 1970-х, поистине выдающаяся игра любимых актеров — все это создает неповторимое очарование ленты, которую по праву считают символом целой эпохи. И сегодня, спустя десятилетия, «Служебный роман» по-прежнему смотрится легко, дарит отличное настроение и наполняет сердца теплом.
Источник: dni.ru





