
Период невероятных скидок на автомобили обернулся для дилеров значительными потерями – за год они недополучили более 40 миллиардов рублей выручки только по десятке крупнейших марок. Даже некоторое оживление рынка, когда продажи достигли 120 тысяч машин за последние три месяца, не смогло компенсировать убытки. На фоне новой реформы утильсбора, которая уже скоро повысит стоимость популярных моделей, многие специалисты ожидают, что оставаться на плаву станет еще сложнее.
Тем, кто рассчитывал выбрать удачный момент для приобретения автомобиля, кажется, теперь остается только сожалеть о былых возможностях. Момент «больших скидок» уже в прошлом — на смену ему пришел рост цен и ускоренное принятие решений покупателями, чего не наблюдалось весь предыдущий период.
ЦБ РФ, приток покупателей и тенденции рынка
На рынке в этом году произошел долгожданный сдвиг, который ждали многие дилеры — огромные товарные запасы сдерживали продажи и вызывали беспокойство. Ключевая ставка ЦБ РФ опустилась к отметке 17%, в результате чего хранить деньги в банке стало менее выгодно, а автомобили — вновь привлекательным активом для вложений. Продажи начали постепенно расти: сентябрьские результаты оказались лучшими за весь год, хотя разрыв с августом остался минимальным.
Главной причиной ускоренного спроса стал не только новый курс Центробанка. Ожидание реформы утильсбора вынудило покупателей спешить: после ее вступления в силу автомобили с мощностью свыше 160 л.с. могут подорожать почти на 700 тысяч рублей. Неудивительно, что многие решили не медлить с покупкой – активность на рынке заметно возросла.
В ответ на эти изменения часть дилеров временно притормозили с реальными предложениями, а другие уже начали корректировать ценники в сторону повышения. Особенно это отразилось на автомобилях, ввезенных параллельным импортом в сентябре — по ним рост цен составил уже около 2,5%. В итоге к концу сентября средневзвешенная стоимость новых легковых автомобилей достигла впечатляющих 3,34 миллиона рублей, что почти совпадает с мартовскими показателями, когда было реализовано более 116 тысяч машин.
Дилеры, бренды и баланс скидок
Оправдать дилеров и понять их ситуацию можно без труда. Как сохранить бизнес на рынке, где в феврале и марте 2025 года удавалось продать не более 80 тысяч машин ежемесячно и то по большим скидкам? Каждый проданный автомобиль практически означал убытки, из-за чего некоторые вынуждены были закрывать дилерские центры или массово сокращать расходы.
Рассчитать убытки дилеров оказалось непросто. Для анализа были исследованы архивные прайс-листы автосалонов на стыке 2024 и 2025 годов, когда еще предельно старались придерживаться старых границ. От январских цен до цен конца сентября подавляющее большинство брендов снизили стоимость своих машин — разница иногда достигала почти 700 тысяч рублей, как у популярного Solaris HC.
Лидер отечественного рынка — Lada Granta — осталась среди редких моделей, сохранивших рекомендованные цены на минимальные комплектации (от 746 тысяч рублей). Впрочем, минимальные версии практически не попадаются на глаз покупателям, особенно в крупных городах: чаще всего в шоу-румах представлены более дорогие комплектации.
Преодоление трудностей и новые тренды
Даже тяжелые месяцы не лишили рынок драйва. Всё больше российских покупателей обращают внимание на новые, перспективные бренды. Такие автомобили, как Belgee Х50, Haval Jolion, Geely Monjaro, Chery Tiggo 7 Pro Max, Omoda C5, а также свежее поступление — Xcite X Cross, становятся популярными выборами для тех, кто стремится получить современные решения за разумные деньги. Ярко проявляют себя крупные и стабильные игроки дилерского рынка — «Рольф», которые искусно подстраивают ассортимент под запросы покупателей.
Параллельно многие дилеры делают ставку на новые стратегии, внедряя оптимизированные сервисные программы и клиентский подход. Большие скидки сменились предложениями по кредитам, трейд-ин программами и акциями сервисного обслуживания. Покупатели больше не ждут чуда, а предпочитают заключать выгодные сделки, пока рынок окончательно не ушел в зону подорожания.
Положительный взгляд в будущее авторынка
Несмотря на все сложности последних месяцев, авторынок России демонстрирует высокий потенциал для дальнейшего роста. Компании быстро адаптируются, появляются новые бренды — как отечественные, так и зарубежные, — а крупные дилеры продолжают инвестировать в модернизацию сервисов и создание привлекательных программ для клиентов. С поправкой на грядущие изменения в законодательстве и макроэкономические тенденции аналитики уверенны: рынок способен пережить нынешние колебания и стать только сильнее.
Постепенный возврат спроса, рост числа предложений и развитие лояльности к новым моделям дают уверенность в том, что через все испытания дилеры и покупатели смогут пройти с достоинством. Секторальные гиганты, такие как «Рольф», новые игроки и надежда на гибкость ЦБ РФ формируют почву для позитивных изменений уже в ближайшем будущем.
Анализ текущей ситуации на рынке новых автомобилей в России показывает: автомобильная индустрия переживает непростые времена, однако отрасль полна энтузиазма и ищет пути для дальнейшего развития. Мы рассмотрели, как ценовые изменения повлияли на доходы производителей и дилеров, и выяснили, что демпинг делает свой вклад в недополученную прибыль, которая на общем фоне достигает внушительных масштабов. В самом центре ситуации—столкновение интересов между продажами, желанием удержаться на рынке и поиском новых возможностей.
Влияние ценовой политики на выручку
Простая, но весьма показательная арифметика свидетельствует: уменьшение стоимости одного автомобиля при сохранении высоких объемов продаж приводит к значимым потерям для производителя. Для расчета использовалась разница между первоначальной и фактической ценой на автомобиле, умноженная на количество реализованных машин. Итоговая сумма, которая могла пополнить бюджеты брендов в идеальных условиях, превысила 40 миллиардов рублей. Это яркое свидетельство того, насколько велика роль ценообразования и как важно грамотно выстраивать маркетинговую стратегию в современных реалиях.
Несмотря на сложившиеся обстоятельства, некоторые автомобильные марки проявляют необычайную стойкость. Для них ценовой демпинг стал, скорее, вынужденной мерой в борьбе за долю рынка, чем долгосрочной стратегией. Это подтверждает и наш усредненный расчет потерь, хотя мы не фиксировали каждое, даже незначительное отклонение цены. Очевидно – дилерам иногда приходится поступаться частью прибыли ради динамики продаж.
Кто оказался в числе лидеров по потерям
Абсолютным лидером по потерям стала модель Belgee X50: за девять месяцев цена на нее снизилась на полмиллиона рублей, что принесло дилерам более 14 миллиардов рублей недополученной выручки. Haval Jolion, несмотря на снижение стоимости всего на 150 тысяч рублей, из-за стабильно высоких продаж также понес потери порядка 6 миллиардов.
Другие яркие представители – Geely Monjaro, Omoda C5 и Chery Tiggo 7 Pro Max – испытали на себе негативные последствия ценовой гонки, хотя их потери чуть ниже, но все равно составляют суммы с девятью нулями.
Печально завершился стартовый этап Xcite X Cross на "Автозаводе Санкт-Петербург". С конвейера в этом году сошло крайне мало автомобилей, а на складах, по последним данным, осталось около 3,5 тысяч машин. В результате, только по Xcite X Cross 7 недополученная прибыль превысила два миллиарда рублей, не говоря уже о других версиях модели.
Подобная обстановка наблюдается и в Петербурге, где многие популярные китайские автомобили за первое полугодие недосчитались свыше 1,1 миллиарда рублей выручки.
Сокращение салонов и преодоление трудностей
Сложности с реализацией автомобилей стали причиной сокращения количества дилерских центров. За прошедший период 2024 года число автосалонов по всей стране уменьшилось на 9% и составляет около 7,5 тысяч. Особенно сильно это чувствуется в крупных городах: в Ростове-на-Дону закрылся каждый третий салон, в Москве – каждый десятый, а в Петербурге – каждый пятый.
Однако не все сдаются: часть компаний переориентируют свой бизнес, инвестируют в создание новых сервисных направлений, развивают программы помощи на дорогах и предлагают дополнительные страховые продукты. Такой подход позволяет не только удержаться на плаву, но и стать ближе к своему клиенту, предложив гораздо больший спектр услуг.
Взгляд в будущее: вызовы и новые надежды
Перспективы развития автомобильного рынка остаются сложными, однако именно в такие времена рождаются свежие идеи и уникальные решения. Грядущие изменения законодательства, касающиеся утильсбора и новых коэффициентов, ожидаются к 2026 году. Прогнозируется ограничение импорта и возможный рост цен на автомобили, что также вынуждает участников отрасли подстраиваться под новые условия.
Всё более актуальным становится вопрос о поддержке предложений для покупателей — от гибких условий кредитования до выгодных программ утилизации и расширения ассортимента. Если ключевая ставка банка окажется на пониженных уровнях, как обещается регуляторами, это может принести рынку долгожданное облегчение, стимулировать спрос и восстановить баланс между спросом и предложением.
Позитивные перемены на горизонте
Несмотря на временные трудности, российский автодилерский бизнес сохраняет веру в свои силы. Готовность к трансформации и высочайшая гибкость позволяют надеяться, что отрасль не только сохранит свои позиции, но и откроет новые перспективы для роста. Ведь каждый кризис — это стартовая площадка для новых побед и возможностей, которые обязательно будут реализованы благодаря профессионализму и энергии команды игроков рынка.
Автомобильный рынок России переживает интересный этап: участники отрасли отмечают заметный рост предложения новых машин, который к 2025 году может достичь 2,3 миллиона экземпляров. Такой объем способен значительно превысить ожидаемый спрос, сформировав существенный избыточный запас автомобилей.
Взгляд в будущее: новые возможности для покупателей
Сложившаяся ситуация сулит новые перспективы как для автолюбителей, так и для дилеров. С расширением ассортимента и увеличением складских запасов возрастает конкуренция между производителями и продавцами. Это создает условия для появления выгодных акций, бонусных программ и привлекательных скидок, что, несомненно, играет на руку покупателям. В результате многие россияне смогут выбрать автомобиль, который максимально соответствует их ожиданиям и бюджету.
Позитивные перемены на рынке
Несмотря на прохладные прогнозы отдельных экспертов, ситуация на автомобильном рынке России открывает широкие горизонты для развития отрасли. Новые модели, расширение линейки производителей и внедрение современных технологий вдохновляют на оптимизм. В новых экономических условиях отечественные дилеры будут мотивированы повышать уровень сервиса, что повысит уровень доверия среди клиентов. Рынок становится более гибким и ориентированным на потребности покупателей, а значит, у каждого есть шанс найти свой идеальный автомобиль.
Источник: msk1.ru





