авиатаран

    Страшный приём русских лётчиков

    Некоторые называют это актом бездумного самопожертвования, жестом отчаянья и анахронизмом Второй Мировой войны. Речь идёт об авиатаране. На самом деле русские лётчики – единственные в мире, которые не только рассматривают, но и используют таран как вид воздушного боя. Хотя об этом и не принято говорить. Почему?

    После войны пилотам было запрещено говорить о том, что авиатаран по-прежнему применяется. 1 мая 1960 года один из героев следующего ниже фильма, лётчик Игорь Ментюков по приказу командования должен был таранить самолёт-шпион Фрэнсиса Пауэрса. Пауэрс – это американский лётчик, выполнявший разведывательные задания для ЦРУ.

    С этим можно поспорить, поскольку информация хоть и не до конца раскрыта, но известно, что Пауэрс шёл на почти недосягаемой для советских истребителей того времени (МиГ-19) высоте и был сбит ракетой «земля – воздух» (ЗРК С-75).

    В силу несовершенства технологии данного средства ПВО того времени по некоторым данным был случайно сбит и свой истребитель, летевший ниже, чем U-2 Пауэрса. Видимо, в то время система «свой – чужой» была несовершенна, или её вообще ещё не было. Сегодня это просто факт истории. Сегодня такие вещи американцы называют «дружественный огонь» и считают потери в 15% от такого огня нормой. А тогда это была трагедия.

    Произошло примерно следующее.

    1 мая 1960 года Пауэрс выполнял очередной разведывательный полёт над территорией СССР. Целью полёта была фотосъёмка военных и промышленных объектов Советского Союза, включая полигон Байконур и центр разработки ядерного оружия Арзамас-16, а также запись сигналов советских радиолокационных станций. Предполагаемый маршрут полёта начинался на военно-воздушной базе в Пешаваре (Пакистан), проходил над территорией Афганистана, над территорией СССР с юга на север на высоте 20 000 метров по маршруту Сталинабад – Аральское море – Челябинск – Свердловск – Киров – Архангельск – Кандалакша – Мурманск и завершался на военной авиабазе в Будё (Норвегия).

    Как известно, 1 мая в СССР всегда происходила радостная демонстрация трудящихся на Красной площади в Москве и центральных площадях в других городах нашей страны. При этом на трибунах присутствовало всё руководство. Летящий вражеский самолёт, который неизвестно чем оснащён, представлял реальную угрозу. Если не говорить о том, что вообще-то без разрешения летать в нашем небе запрещено.

    Тем не менее, пилотируемый Пауэрсом U-2 пересёк государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени в 20 километрах юго-восточнее города Кировабада Таджикской ССР на высоте 20 км.

    В 8:53 под Свердловском самолёт был сбит ракетой класса «земля – воздух» зенитно-ракетного комплекса С-75. Это было новое оружие, и американцы о нём не знали, потому и продолжали смело и внаглую летать над нашей территорией.

    Одна из выпущенных ракет попала в U-2, оторвала у самолёта Пауэрса крыло, повредила двигатель и хвостовую часть. Это произошло в районе Верхне-Сысертского водохранилища. Самолёт Пауэрса упал рядом с селом Поварня. Для надёжного поражения было выпущено 8 ракет. В результате был случайно сбит один из двух истребителей МиГ-19, поднятых на перехват нарушителя, но летевших ниже. Его пилот старший лейтенант Сергей Сафронов погиб и был посмертно награждён орденом Красного Знамени. Второй из пары перехватчиков МиГ-19 сумел уйти от следующей ракеты благодаря грамотному манёвру.

    Также на перехват U-2 Пауэрса был поднят одиночный высотный перехватчик Су-9. Самолёт перегонялся с завода в часть и не нёс вооружения, поэтому его пилот Игорь Ментюков получил приказ таранить противника.

    При этом у него не было шансов спастись – из-за срочности вылета он не надел высотно-компенсационный костюм и не мог безопасно катапультироваться.

    U-2 был сбит ракетой на предельной дальности, при стрельбе по самолёту вдогон. Неконтактный подрыв боевой части произошёл со стороны задней полусферы. Около 9.00 Пауэрса ослепила сильная вспышка у хвоста самолета на высоте 21740 метров. В результате хвостовая часть самолёта была разрушена, но гермокабина с лётчиком осталась цела. Самолёт потерял управление, вошел в штопор и начал падать. Пауэрс дождался высоты 10 тысяч метров и покинул самолёт, перевалившись через борт, не используя катапульту, а затем на пяти километрах привёл в действие парашют.

    При приземлении был задержан местными жителями в районе станции Косулино. По версии, прозвучавшей во время суда над Пауэрсом, он по инструкции должен был воспользоваться катапультируемым креслом, однако не сделал этого, так как знал от одного из техников, что при этом сработает заряд взрывчатки. Также по приказу ЦРУ с случае такой ситуации он должен был покончить жизнь самоубийством, воспользовавшись капсулой с ядом. Однако и этого он не сделал.

    Как только стало известно об уничтожении самолёта, президент США Эйзенхауэр официально заявил, что пилот случайно заблудился (долетев до Урала!), выполняя задание метеорологов. Но советская сторона быстро опровергла этот бред, представив всему миру обломки специальной аппаратуры и показания самого пилота.

    Расцвет «таранной войны» советских ВВС пришелся на 80-е годы ХХ столетия, когда отечественная авиация располагала (как это ни парадоксально) самыми совершенными в мире боевыми самолётами.

    Об этом рассказывают лётчики-истребители Валентин Куляпин (таран самолёта-нарушителя границы в 1981 году в Азербайджане) и Владимир Чернявский (угрозой тарана в 1987 году сорвал разведрейды английских ВВС). Также в фильме приведена история авиатарана Василия Цымбала в 1987 году, когда разгорелся настоящий международный скандал между СССР и Норвегией. Данный перечень не полон и, по утверждению самих пилотов, не закончен...

    Дмитрий Васильев

    Добавить комментарий

    Комментарии  

    +1 #1 Космонавт 18.04.2016 11:49
    Интересно написано, и фильм отличный!
    Цитировать

    РАЗМЕЩЕНИЕ БАННЕРОВ

    | Для лиц старше 16 лет

    -

    © Дмитрий Васильев 2016

    Шеф-редактор Ольга Васильева

    Использование, копирование, цитирование и размещение материалов портала разрешается при условии указания ссылки на сайт

    DMVV.RU ★ РОССИЯ И МИР ★

    Яндекс.Метрика
    Индекс цитирования